Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 25.05.2018, 23:09

Изостудия "Радуга"

Меню сайта
Наш адрес
142180, Россия, Московская область, городской округ Подольск, микрорайон Климовск, ул.Школьная, д.10 e-mail: studraduga@gmail.com
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья "Организация коллективной работы на уроках изобразительного искусства"

«Научный альманах» (Педагогические науки)

Клеймёнова Т.В.

Организация коллективной работы на уроках изобразительного искусства

В программе по изобразительному искусству в дополнительном образовании основной упор делается на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. В младшем школьном возрасте при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Любая коллективная работа должна иметь целевое назначение. Педагог подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

-управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности. [1]

Коллективный результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуальная выполненная работа.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации – М. Н. Турро. Он выделил три формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно – производственная.

Фронтальная форма – соединение индивидуальных рисунков детей, сделанных с учётом поставленной воспитателем задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

Комплексная форма – выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребёнок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

Коллективно-производственная форма – деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей, были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях детей.

Б. М. Неменский систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда.[3]

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ребёнок индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия, на последнем этапе и когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Роль организатора коллективной деятельности выполняет педагог.

Во фронтальной работе с группой он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы детей педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих детей. В конце занятия все дети принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии по рисованию относится и то, что она позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка. Достоинством совместно – индивидуальной деятельности детей на занятиях по рисованию является не только простота её организации, но и возможность проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат.

Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество. Совместно – последовательная деятельность на занятии представляет собой два основных этапа: индивидуальная работа ребёнка над элементом, частью общего изделия и, последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определённой технологической последовательного монтажа коллективного изделия. Как правило, конвейер «включается в том случае», если на занятиях перед детьми встаёт задача за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, ёлочные игрушки.

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности детей на занятии по рисованию. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от педагогов определённых организаторских способностей, а от детей – умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности.Процесс широкого сотрудничества детей на занятии по рисованию организовывать очень сложно, поэтому данная форма наиболее приемлема на занятиях по рисованию, где возможна коллективная работа в небольших группах. [2]

На практике часто встречается сочетание различных форм и методов организации совместной работы детей в области изобразительного искусства, что говорит об относительной самостоятельности каждой из форм организации коллективного изобразительного творчества. На занятиях по рисованию педагог, при организации коллективной деятельности детей в больших и малых группах, допускает индивидуальную работу отдельных детей, результат их труда находит место в коллективной композиции.

Список используемых источников

1. Бабушкин М.А., Беляев В.В., Поздеев Г.А.: Научно – методический журнал «Вестник педагогического опыта» - выпуск 12, 2000.-44 с.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3.Неменский Б.М. Педагогика искусства // Б.М. Неменский. – М. Просвещение, 2007. – 158 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Администратор (24.11.2015)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход
Поиск
Друзья сайта
  • МИНОБРНАУКИ РФ
  • ДДТ"Контакт"
  • Официальный сайт 2 ДДТ"Контакт"
  • ЦД ОД "Тополёк"
  • ДДТ "Электрон"
  • Персональный сайт Клеймёновой Т.В."
  • Персональный сайт Закоры Н.В."
  • Персональный сайт Вахониной М.Н."
  • Персональный сайт Емушинцевой М.В."
  • Персональный сайт Юдицкой Л.В."
  • Опросы
    Чего не хватает на сайте?
    Всего ответов: 15

    Изостудия "Радуга" © 2018